+7 (915) 257 57 97
ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Река Конго. Искусство Центральной Африки

Река Конго. Искусство Центральной Африки
Река Конго. Искусство Центральной Африки
Река Конго. Искусство Центральной Африки
Река Конго. Искусство Центральной Африки
Река Конго. Искусство Центральной Африки

Река Конго. Искусство Центральной Африки

Река Конго. Искусство Центральной Африки.

Выставка, подготовленная парижским музеем на набережной Бранли, рассказывает о культуре народов, населяющих территории шести стран: южной части Камеруна, Экваториальной Гвинеи, Габона, Республики Конго, Демократической Республики Конго, а также части Анголы. Эти народы, живущие в бассейнах рек Конго и Огове, относятся к языковой группе банту. Но объединяет их не только язык. Их традиционное искусство также представляет собой уникальную систему, все элементы которой взаимосвязаны.

Женские образы в искусстве народов центральной Африки

Женщины, чей образ традиционно был связан с плодородием и аграрными культами, играли важнейшую роль в жизни народов, населяющих территории субэкваториальных саванн. Общее отношение к женщине прекрасно иллюстрируют слова западноафриканского мыслителя Амаду Ампате Ба: «Мать представляет собой божественную мастерскую, в которой Творец работает напрямую, без посредников, чтобы создать новую жизнь и помочь ей созреть. Именно поэтому в Африке мать почти столь же почитаема, что и сам Бог». Свидетельством тому служит духовная, политическая и повседневная жизнь многих африканских регионов. На протяжении определенного периода времени в зоне субэкваториальных саванн происходило становление новых экономических, социальных, политических и религиозно - магических структур. Освоение новой территории способствовало появлению пищевого разнообразия, а демографический рост — возникновению новых сообществ, стремящихся к объединению с целью более эффективного противостояния притязаниям чужаков. В этой постепенной трансформации общества велико было значение женщин, о чем говорит существование многочисленных статуэток, масок и других изображений. Важнейшее место отводилось роли женщины и в отношениях с реальным и потусторонним миром, что подтверждалось, к примеру, высоким положением в обществе прорицательниц и жен правителей у народов куба и луба. Женские образы в традиционном искусстве имели символическую связь с жизненными циклами, новолунием, временами года, сельским хозяйством и всеми формами плодородия, поэтому их создание считалось столь необходимым. Ведь именно женщина соединяет землю и звездный небосвод, является проводником между живыми людьми и силами подземного мира, а также самыми почитаемыми духами предков. Для многих этнических групп этого региона было характерно вести счет происхождения и наследования по материнской линии, что обеспечивало женщине сравнительно свободное положение в семье и в обществе. На протяжении нескольких столетий здесь существовала традиция сопротивления мужчин и женщин, заложенная легендарной Нзинга Мбанди Нгола (около 1582-1663) — королевой государств Ндонго и Матамба.

Путь к абстракции

В большинстве регионов Центральной Африки женщины традиционно занимались гончарным ремеслом и ткачеством, а мужчины - резьбой по дереву и обработкой металлов. При анализе пластических форм, характерных дли искусства них народов, необходимо учитывать статус мастера и его индивидуальность. Несмотря на то что произведения африканского искусства никогда не подписывались, некоторые образцы демонстрируют очень индивидуальное качество исполнения, творческую изобретательность и свободу, которые покорили западных художников начала XX века и продолжают пленять любителей искусства и сегодня. В начале прошлого столетия африканские скульптуры и маски стали новым источником вдохновения для многих европейских художников. Влияние «негритянского искусства», как его называли в Европе (этим термином обозначалось искусство не только Африки, но и Океании), отчетливо прослеживается в творчестве тех мастеров, которые активно экспериментировали с цветом и формой. Так, к примеру, представители группы «Мост - Макс Пехштейн и Эрнст Людвиг Кирхнер включали в свои живописные и графические композиции предметы африканского искусства. Пабло Пикассо, Амедео Модильяни и Анри Матисс черпали идеи для новых пластических решений в стилистическом разнообразии масок и статуй, созданных резчиками Центральной Африки. А произведения декоративно-прикладного искусства, такие как ложки народности дан, нашли отражение в скульптурных работах Альберто Джакометти. Наравне с этими фигуративными формами существовали другие произведения африканского искусства, вдохновившие художников на создание более абстрактных композиций. Впервые эта тенденция возникла в творчестве Поля Гогена, изобразившего в 1893 году на одной из своих картин глифы с острова Пасхи. Африканская графическая традиция, чаще всего представленная рисунками с большей или меньшей степенью абстрактности и характерная для тканей народностей куба и мбути, незаметно внедрялась в ослепительные мотивы женских нарядов в произведениях Густава Климта или проявлялась более четко на полотнах Пауля Клее. Однако, вне всякого сомнения, наиболее долгий интерес к африканскому искусству сохранил Анри Матисс, увлекшийся им в 1906 году. Абстрактные формы поздних декупажей и картин мастера кажутся одновременно навеянными аппликациями по тканям племени куба и метательным оружием Центральной Африки, лезвия которого отличаются извилистыми контурами. Так, вероятно, абстрактные формы африканского искусства явились прообразом органических и растительных мотивов, покрывающих цветовые плоскости композиций Матисса.

Реликварии и изображения предков

Культ предков являлся одним из основополагающих аспектов жизни для населения Центральной Африки. Черепа и некоторые другие кости предков обоего пола (героев сражений, многодетных матерей и уважаемых или вызывающих почтительный страх женщин) заботливо сохраняли в специальных коробах или корзинах и выносили только по особым случаям — во время обрядов инициации или погребения, ритуалов, связанных со сменой сезонов, или же при короновании нового вождя. Реликварии декорировались раковинами каури и эмблемами кланов, а кости, как того требовал обычай, покрывали специальной пастой красноватого оттенка. Благодаря межсемейным союзам и торговым связям культ предков распространился от районов океанского побережья вглубь материка. Так, традиции народа нгумба оказали влияние на мбете и фанг, а деревни народа келе с востока постепенно смещались в сторону территорий фанг и квеле. Как следствие, каждое культурное вторжение порождало новые интерпретации ритуалов. Но иногда возникал и обратный эффект, и вновь прибывшие постепенно начинали заимствовать местные техники, например обработку металла. У некоторых народностей существовал обычай вырезать из дерева антропоморфные фигуры хранителей релеквариев, защищающих останки предков, Эти фигуры обладают ярко выраженными чертами, характерными дм искусства того или иного народа, например» статуэтки ЭЙМА БЫ РИ у фанг или украшенные металлическими пластинами резные изображения МБУЛУ И ГУЛУ, распространенные у народа кота. Статуи предков, создаваемые этническими группами восточной части бассейна реки Конго соиге, хемба, бойо и бембе, принадлежат к одной и той же культурной традиции и в равной мере отражают глубокое почитание предков этими народностями.

Взаимосвязь и эволюция форм в искусстве центральной Африки

Народы, говорящие на языках группы банту, населяют обширные территории Центральной Африки — бассейны рек Конго и Огове, районы тропических лесов и субэкваториальных саванн, распростершихся от берегов Атлантического океана до озера Танганьика, Но не только язык объединяет представителей разных этнический общностей этого региона, их традиционное искусство также можно рассматривать в качестве единой сложной системы, все элементы которой взаимосвязаны. Общим аспектам культур, которые разделяет и в то же время связывает между собой река Конго, посвящена данная выставка. К числу черт, сближающих многочисленные местные сообщества, можно отнести традицию маркирования тела знаками отличия (спиленные зубы, шрамирование, нанесение белой, красной или черной краски), существование схожих обрядовых действий (инициация, погребальные церемонии, исцеляющие ритуалы, аграрные культы, передача власти вождям и королям), жизненный уклад, в котором важнейшая роль отводится определенным людям вождю, жрецу-прорицателю НГАНГА, кузнецу и носителям масок, а также верования поклонение силам природы и духам предков.

Маски в форме сердца

Маски в форме сердца имели широкое распространение среди народов, живущих в зоне экваториальных лесов. Они вырезались из дерева» реже - из слоновой кости и имели вогнутую или плоскую поверхность. На лицевой стороне таких масок отчетливо видна форма сердца, контуры которого очерчены в области лба и щек. «Сердце» обычно покрывалось белой краской - МПЕМБА, ассоциирующейся с миром духов. Другими важными структурными частями маски являлись изображения органов чувств - носа и ушей. Передача таких отличительных признаков, как прически или шрамы, характеризовала личность человека, его статус и социальный уровень. Во время церемоний носители масок были полностью скрыты одеяниями из листьев, растительных волокон и ткани. Органы, обеспечивающие коммуникацию, — глаза и рот маски - позволяли носителям установить контакт с невидимым миром: видеть то, что превосходит границы зримого, и общаться с духами. Изображение глаз и рта символизировало вездесущность взгляда маски, соблюдение тишины посвящения и власть слова. Ритуалы с участием масок были направлены на возрождение силы верований среди жителей деревни, которые в процессе церемоний испытывали радость, смешанную со страхом, а время и пространство в такие моменты для них искажались. Существо в маске обращало свой взор на жизнь деревни и пробуждало коллективную память в сопровождении песнопений, танцев и музыки. Роль этого существа была многогранна: оно служило символом общения, возрождало самобытное сознание группы людей во время обрядов инициации, воздавало почести предкам и силам природы, изгоняло демонов, питающихся душами, выявляло и карало виновных, излечивало от болезней и, наконец, провожало усопших. Тип масок в форме сердца характерен для культуры народностей квеле и фанг (Габон), а также часто встречается у народа лега, живущего на востоке Демократической Республики Конго. Несмотря на сходство формы, этот архетип может иметь различную трактовку в зависимости от обычаев того или иного сообщества. Эти сдержанные и небогатые декором маски в начале XX века во многом повлияли на творчество европейских художников, таких как Андре Дерен, Пабло Пикассо, Анри Матисс.

Реликварии и изображения предков

Культ предков являлся одним из основополагающих аспектов жизни для населения Центральной Африки. Черепа и некоторые другие кости предков обоего пола (героев сражений, многодетных матерей и уважаемых или вызывающих почтительный страх женщин) заботливо сохраняли в специальных коробах или корзинах и выносили только по особым случаям — во время обрядов инициации или погребения, ритуалов, связанных со сменой сезонов, или же при короновании нового вождя. Реликварии декорировались раковинами каури и эмблемами кланов, а кости, как того требовал обычай, покрывали специальной пастой красноватого оттенка.
Благодаря межсемейным союзам и торговым связям культ предков распространился от районов океанского побережья вглубь материка. Так, традиции народа нгумба оказали влияние на мбете и фанг, а деревни народа к еле с востока постепенно смещались в сторону территорий фанг и квеле. Как следствие, каждое культурное вторжение порождало новые интерпретации ритуалов. Но иногда возникал и обратный эффект, и вновь прибывшие постепенно начинали заимствовать местные техники, например обработку металла.
У некоторых народностей существовал обычай вырезать из дерева антропоморфные фигуры хранителей реликвариев, защищающих останки предков. Эти фигуры обладают ярко выраженными чертами, характерными для искусства того или иного народа, например, статуэтки ЭЙМА БЬЕРИ у фанг или украшенные металлическими пластинами резные изображения МБУЛУ НГУЛУ, распространенные у народа кота. Статуи предков, создаваемые этническими группами восточной части бассейна реки Конго — сонге, хемба, бойо и бембе, — принадлежат к одной и той же культурной традиции и в равной мере отражают глубокое почитание предков этими народностями.

Возврат к списку